Приказы счетных и тайных дел
Контроль финансовый был поручен приказу Счетных дел: он считал государственные доходы и расходы по книгам всех других центральных приказов и областных учреждений и стягивал к себе остатки от текущих расходов, где таковые оказывались, обращался в другие приказы с запросами по исполнению ассигновок, данных должностным лицам, послам, полковым воеводам, вызывал к отчету из городов земских целовальников с их приходо‑расходными книгами. Это было место, где объединялось финансовое счетоводство. Счетный приказ существовал уже в 1621 г. Другой был приказ Тайных дел . Название этого приказа страшнее его ведомства: это не тайная полиция, а просто ведомство государева спорта, «потехи», как тогда говорили. Царь Алексей был страстный сокольничий охотник. Приказ Тайных дел ведал 200 сокольников и кречетников, больше 3000 соколов, кречетов, ястребов и до 100000 голубиных гнезд для корма и выучки охотничьих птиц. К этим кречетам и голубям благодушный и расчетливый царь пристроил множество разнородных дел не только своего личного обихода, но и общегосударственного управления. Через Тайный приказ он вел свою личную переписку, особенно по дипломатическим и военным делам, следил за хозяйством некоторых своих имений, за дворцовыми соляными и рыбными промыслами; приказ заведовал делами любимого царского Саввина Сторожевского монастыря, раздачей царской милостыни и т.п. Но через тот же приказ царь делал личные распоряжения по всевозможным предметам общего управления, когда находил нужным непосредственно вмешаться в ход дел или взять на себя почин и руководство в каком‑либо новом предприятии, еще не вошедшем в обычный состав управления: так. Тайный приказ ведал рудное дело и гранатные заводы. Словом, это — собственная царская канцелярия. Она служила и органом особого царского надзора за управлением, который действовал помимо общего контроля, шедшего из Боярской думы. Котошихин описывает один прием этого надзора: «Присутствие приказа состояло только из дьяка с десятком подьячих: думным людям туда закрыты были двери. Этих подьячих царь причислял к посольствам, ехавшим в иностранные государства, к воеводам, шедшим в поход, для наблюдения за их словами и поступками: и те подьячие, — пишет Котошихин, — над послы и над воеводами подсматривают и царю приехав сказывают». Разумеется, великородные послы и воеводы понимали назначение этих маленьких лишних людей в их свите и задабривали их «выше их меры», по выражению Котошихина, и как орган тайного административного надзора, предшественник петровского института фискалов, приказ Тайных дел едва ли был удачен. Притом он был и бестактен. Котошихин пишет, что царь Алексей устроил этот приказ «для того, чтобы его царская мысль и дела исполнялися и все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали». Так царь действовал тайком от ближайших исполнителей своей воли, которых сам же и призывал к власти и с которыми жил в таком видимом «совете», конспирировал против собственного правительства. По атавизму, притом совершенно фиктивному, старый удельный инстинкт опричнины сказался в царе, предки которого никогда не бывали удельными князьями. Тайный приказ поспешили закрыть тотчас по смерти учредителя.
studfiles.net
семинар
Становление контроля
Древнейшая эпоха русских княжеств вплоть до Владимира Св. (972 — 1015 гг.) в отношении к государственному устройству была временем только внешнего объединения славянских племен на Руси. Это государственное устройство в общих чертах содержало форму старинного устройства славянских племен. Во главе княжества стояли князь и высший орган управления вместе с княжеской Думой. Последняя не была, однако, правительственным учреждением, это был, скорее, домашний совет князя. Для исполнения своих прав и обязанностей князь нуждался в помощниках. В их роли выступали дружинники — будущие руководители местных органов власти — и княжеские, а впоследствии царские и императорские чиновники.
В удельный период (со второй половины XI века до второй половины XIII века) управленческая структура во всех княжествах оставалась почти без изменений. Управление было устроено по примеру и в духе домашнего. Различные его части по-прежнему не были отделены друг от друга. Распределение должностей и занятий между чиновниками зависело от усмотрения князя. Управление осуществлялось не на основании общих законов, а в соответствии с особыми приказами князя и уполномоченных лиц.
Причинами отсутствия центральных правительственных учреждений в удельно — вечевой Руси являются:
незначительная величина территориальных владений удельных князей, дававшая последним полную возможность лично управлять своей волостью;
простота функций княжеского управления;
простая функция княжеского проедания и пропивания казны;
отсутствие сознания необходимости разграничения центрального и местного управления.
Только со времени Иоанна III (1464 — 1505 гг.) возникают отдельные учреждения — присутственные места, известные впоследствии под названием приказов. В системе приказного управления и следует искать основу развития ведомственного контроля. Существенные черты нового государственного устройства состояли в следующем. Вместо лиц, которые прежде случайно назначались для исполнения различных дел, теперь управляли постоянные присутственные места, имевшие определенное устройство и полномочия. Еще не существовало законов, но их заменял установившийся неизменный обычай. Так, во времена Ивана Грозного на Руси существовали своеобразные методы востребования дебиторской задолженности. Должника «…били палками в течение известного срока, каждый день — случалось, что забивали и насмерть», а известный публицист XVI века Иван Семенович Пересветов советовал в помещении складов прибивать к стенам кожу бывших кладовщиков, допустивших недостачу. Это было бы предупреждением для вновь принятых на работу [22, с. 215].
По мере присоединения к Великому княжеству Московскому различных областей задачи управления усложнялись, что привело к увеличению количества органов, руководивших присоединенными областями. В это же время появляется потребность в контроле. В 1654 г. был учрежден Приказ счетных дел. Непосредственным поводом к его образованию послужила необходимость укрепления государственного финансового хозяйства во время войны с Польшей. Функции Приказа — «государевы счетные и сыскные, и описные дела» [28]. Счетно — ревизионные функции Приказа стояли на первом месте и составляли основу его деятельности. Что касается сыскных функций, то Счетный приказ вел ежегодно сыскную книгу, в которой записывалось, с кого и сколько надо было получить государственных заемных и доимочных денег. В функции Приказа также входило и взыскание этих денег. Описанные функции включали составление описи имущества, подлежащего продаже в возмещение долга казне.
В контрольной деятельности Приказа главное внимание было уделено ревизии отчетности по расходованию государственных средств. В 1656 — 1667 гг. он назывался Приказом столовых и счетных дел, потому что в это время на него была возложена проверка отчетности по содержанию царского стола. Кроме того, не ограничиваясь проверкой военной отчетности, Счетный приказ нередко по своей инициативе производил ревизию должностных лиц. Время, когда Счетный приказ перестал существовать, точно не установлено. Однако последние его документы относятся к 1678 г.
Финансовый контроль в его элементарных формах осуществлялся и органами местного управления. Все управление уездом сосредоточивалось в руках воеводы. При назначении нового воеводы на должность он должен был обревизовать всю деятельность своего предшественника и, приняв от него по описи все денежно — материальные ценности, сообщить об этом в Приказ. Реального контроля над деятельностью воевод не существовало, а функционирующие органы только фиксировали факты. Воевода, снятый с должности, переводился в другой уезд. Он накладывал имущество на возы и отправлялся в путь к новому месту. В пути устраивалась контрольно — ревизионная засада, и если возов оказывалось больше допустимого, то излишки отбирались.
Развитие государственного контроля «Новой эпохи»
В XVII веке каждый посад и каждая слобода выбирали низших правительственных агентов, которые должны были собирать налоги и отвечать за исправность их поступления. При контроле за сбором прямых налогов община пользовалась определенной самостоятельностью. Однако вся ее деятельность находилась под надзором воевод. Сбор главных косвенных налогов — таможенной пошлины и кабацких доходов — производился двумя способами: либо они сдавались на откуп с обязательством внести определенную сумму денег (оклад), либо обязанность сбора возлагалась на лиц, выбранных из местного посадского населения. Порядок контроля за сбором косвенных налогов на местах строго регламентировался.
Контрольным органом может быть признана Ближняя канцелярия, учрежденная Петром I в 1699 г. Круг вопросов, подлежащих ведению Ближней канцелярии, не ограничивался собственно финансовой областью, а охватывал более широкую сферу административных деяний; в ней сосредоточивались сведения не только о состоянии денежных сумм, но и о количестве армии, ее содержании, количестве военных запасов и даже о состоянии городских укреплений. Это дает основание сделать вывод, что Ближняя канцелярия не была собственно ревизионным учреждением, а, скорее, являлась средоточием счетоводства, данными и выводами которого правительственная власть пользовалась в хозяйственных и административных целях.
Финансовая отчетность местных органов перед центром заключалась в составлении сметного списка, который включал: остатки на начало финансового года; доходы, которые должны были поступить и фактически поступили; недоимки; произведенные за год расходы и остатки к концу года. На основе первичных отчетов должностных лиц воевода обязан был составить сводный отчет за год — сметный список — и не позднее ноября отослать его в соответствующий Приказ в Москву. За непредставление Петр I требовал заковывать в цепи и лишать движимого и недвижимого имущества.
Бюджетным целям отвечали и составлявшиеся местными органами окладные росписи (проекты бюджета). Они охватывали период с 1 сентября по 31 августа.
Первая известная роспись за 1680 г. представлена следующим образом. Доходы — 1 220 367 р., в том числе косвенные налоги — 53,3%; прямые налоги — 44%; доходы от разных мелких пошлин — 2,7%. Расходы — 1 125 323 р., в том числе армия — 62%; дворцовое управление — 19,9%; казенные мероприятия — 5%; расходы по управлению — 11,9% и др.
В первой четверти XVIII века наводится порядок в учете государственных ресурсов, начинают складываться определенные приемы ревизии отчетности.
Большую роль сыграло образование в 1711 г. Сената — органа высшего управления, перед которым Петр I поставил задачу «смотреть во всем государстве расходы, и ненужные, а особливо напрасные отставить» [16].
В указе Петра I от 1717 г. о создании коллегии три из девяти вновь созданных распределили между собой государственные финансы: Камер — коллегия, Штатс — контор — коллегия, Ревизион — коллегия. Функции последней в указе определены очень кратко: «счет всех государственных приходов и расходов» [17].
Ревизион — коллегия делает попытку упорядочить отчетность. По ее докладу Сенат обязал все коллегии (начиная с 1723 г.) вести денежную и материальную отчетность по тем формам, которые указаны в Регламенте Адмиралтейском [3]. Регламент устанавливал должность контролера, подчиненного Адмиралтейству.
Сущность работы Ревизион — коллегии состояла в следующем. В конце года подотчетные учреждения сами должны были обревизовать своих подотчетных лиц. В ревизионный орган доставлялись не подлинные приходно — расходные книги, а надлежащим образом удостоверенные счетные выписки из них, подписанные всеми членами коллегии. Срок представления отчетности — не свыше 3 месяцев по окончании года. Все неточности должны были быть разъяснены и исправлены. В случае каких-либо сомнений Ревизион — коллегия могла требовать для проверки подлинную отчетность.
В конце 1735 г. для всех учреждений утверждаются обязательные формы учета, формы рапорта и счета, которые каждое учреждение должно было ежегодно представлять в Ревизион — коллегию.
Рапорт представлял собой годовой отчет учреждения о поступлении и расходовании казенных денежных средств и строился в соответствии со существовавшей тогда системой специализированных сборов. Основным обязательным документом, представляемым на ревизию, был счет. В день совершения операции в него записывались все доходы и расходы. По окончании года счет за подписью губернатора и воеводы вместе с приходно — расходными книгами и оправдательными документами отсылался в Ревизион — коллегию.
Обязанность проверки отчетности была возложена на Ревизион — коллегию начиная с 1732 г. Для ревизии непроверенной отчетности за предыдущие годы была учреждена Генеральная счетная комиссия. Однако результаты ее деятельности были столь незначительны, что через три года она была закрыта. Ненамного успешнее действовала и сама Ревизион — коллегия, так как не были устранены основные причины застоя ревизионного дела (несовершенство местного счетоводства, отчетности и недостаток личного состава ревизионных учреждений).
Ревизион — коллегия положила начало созданию органов ведомственного финансового контроля в России.
Особенности финансового контроля состояли в:
крайней централизации всего ревизионного дела; это выражалось в том, что вся финансовая отчетность со всех уголков страны поступала для ревизии в Коллегию в Москве и частично — в ее контору в Петербурге;
характере самой отчетности, подлежащей проверке.
Анна Иоанновна для облегчения работы Коллегии издала особую инструкцию и учредила 9 счетных комиссий и генеральную счетную комиссию, на которую было возложено обревизование запущенных счетов за прошлые годы.
При Елизавете Петровне ревизионная коллегия снова была сделана высшей ревизионной инстанцией.
В 1775 г. были учреждены Казенные палаты и счета стали ревизоваться через них. Сначала это дело было возложено на губернских казначеев, а потом при Казенных палатах были созданы особые экспедиции для освидетельствования счетов. Центральное учреждение контроля также претерпело изменение: по указу от 31 декабря 1779 г. при экспедиции государственных доходов учреждается экспедиция ревизии счетов. Для повышения эффективности ее работы постепенно производилось усиление штата, упрощение и сокращение приемов ревизии.
В это время также получил распространение и местный контроль. Например, морская отчетность проверялась сначала в контролерской конторе, а потом в особой счетной экспедиции при Адмиралтейств — коллегии. С его установлением устраняется и основная причина неудачи Ревизион — коллегии, которой было не по силам вести из центра всю документальную ревизию. В функции государственной экспедиции ревизии счетов входили теперь только проверка определенной части материала и сведение всех данных воедино. Вскоре после организации Экспедиции для ревизии счетов Ревизион — коллегия была упразднена, так как в ее существовании уже не было необходимости, и вся отчетность шла мимо нее.
К основным недостаткам этого периода можно отнести:
несовершенство местного счетоводства и недостаток в работниках;
зависимость контрольного дела от лиц, распоряжающихся расходом сумм, и разрозненность ведомств, отсылавших в центральную контору лишь краткие выписки из счетов.
Контроль в XIX веке
Развитие научной фантастики в 19 веке подтолкнули к созданию спутников-шпионов для контроля из космоса за нерадивыми помещиками.
В соответствии с Манифестом от 8 сентября 1802 г. был создан особый орган — Министерство финансов, которому все министерства были обязаны в начале октября представлять свои сметы на будущий год. Министерство финансов должно было в ноябре свести их все воедино и вместе с генеральной ведомостью о доходах следующего года представить на утверждение Императору. После этого министр финансов отсылал роспись государственному казначею для исполнения. Государственный казначей также составлял генеральный отчет о государственных приходах, расходах и остатках за минувший год и представлял его министру финансов. Все эти документы содержались в глубочайшей тайне и не подлежали рассмотрению. Манифест не внес никаких изменений в действующую систему ревизии финансовой отчетности. Созданная в 1780 г. Экспедиция для ревизии счетов сохранялась, хотя ее деятельность в начале XIX века протекала так же малоуспешно, как и в конце XVIII века.
История государственного контроля в виде отдельного самостоятельного ведомства начинается с 28 января 1811 г., когда было образовано Главное управление ревизии государственных отчетов (Государственный контроль). Главный контролер был фактически независим и обладал правами и обязанностями наравне с другими министрами. Главное управление ревизии государственных счетов состояло из двух департаментов: по гражданской части и по военной. Положительным моментом являлось то, что военное и морское ведомства, тратившие большие суммы, были подчинены независимому органу контроля. Государственный контролер имел право непосредственного доклада Императору. Отрицательным моментом было то, что целый ряд учреждений (банки, кадетские корпуса и др.) были освобождены от ревизии государственного контролера. Манифестом был создан и Совет государственного контроля, состоящий из директоров департаментов и имеющий лишь право совещательного голоса. К основным проблемам Манифеста можно отнести то, что:
он был враждебно встречен бюрократическими органами;
стараниями бюрократов работникам контрольного ведомства были определены более низкие оклады, чем другим чиновникам;
на штат контрольного ведомства отрицательное влияние оказывали сложность и утомительный характер работы;
ощущался недостаток работников;
счета представлялись в таком виде, что к этому беспорядочному материалу нельзя было применить даже самых скромных требований правильной ревизии.
Для решения указанных проблем были приняты следующие меры:
в помощь постоянно действующим контрольным учреждениям были назначены временные комиссии;
приемы и способы проверки отчетности были упрощены до предела;
ведомствам, которые нужно было проверить, было предоставлено право самим проводить проверку под надзором назначенных контрольных чиновников.
Значительную роль для развития контроля сыграл план финансов М.М. Сперанского. Суть его состояла в следующем. Министерство финансов должно состоять из трех главных учреждений соответственно трем главным частям управления финансами. При этом Министерство финансов, главный казначей и государственный контролер должны были самостоятельно и независимо руководить вверенными управлениями и нести ответственность за состояние соответствующей отрасли, поддерживая между собой тесную связь. Деятельность государственного контролера должна состоять в том, чтобы получать и проверять счета приходов и расходов всех местных управлений.
Содержание деятельности финансового контроля — проверка исполнения бюджета. «Одна ревизия счетов может показать, до какой степени финансовый закон в каждом году был сохранен или нарушен» [15, с. 70].
Кроме роли обличителя совершенных злоупотреблений, контроль должен решить задачу обобщения опыта управления государственными средствами: «доставлять правительству ежегодно примечания из самих опытов, извлеченные о движении его капиталов, представлять способы к облегчению их движения и к лучшей проверке» [15, с. 340 — 341].
Однако данный план не был воплощен в жизнь по двум причинам: первая — это «падение» М.М. Сперанского, вторая — нашествие Наполеона в 1812 г. и последовавшая затем война, которые отвлекли Александра I от реформаторской деятельности. Общая неудача преобразовательных идей М.М. Сперанского отразилась и на судьбе Главного управления ревизии государственных отчетов, из ведения которого был постепенно изъят ряд ведомств; остальные или доставляли отчетность очень неаккуратно, или представляли ее в таком виде, что невозможно было делать ревизию.
Для ускорения проведения ревизии отчетности, накопившейся за определенное время, предпринимались особые меры: создание «временных комиссий для решения счетов и счетных дел прежнего времени». Впервые такая комиссия была организована в 1819 г. Затраты на ее содержание превышали расходы по постоянно действующим контрольным учреждениям.
Контроль оборотов местных учреждений производили Казенные палаты. После документальной проверки отчетности губернских учреждений счетное отделение Казенной палаты должно было составлять общий отчет о губернских оборотах и отсылать его на ревизию. В последнем сущность работы по проверке отчетов казенных палат состояла в наблюдении за соответствием фактических поступлений и расходов учреждений утвержденным данным, а также в сличении правильности отражения по отчетам сумм, выдаваемых губернским учреждениям и получаемых от них. В общем формальная бухгалтерская проверка цифровых данных.
Во времена Николая I (1827 г.) был учрежден особый контроль при Министерстве имперского двора; упразднены были адмиралтейская и черноморская контрольные экспедиции и вместо них при Государственном контроле был учрежден Департамент морских отчетов; также были учреждены временные комиссии для окончательной разборки залежавшихся счетов прежнего времени.
В 1827 — 1836 гг. при участии Главного управления ревизии государственных счетов были выработаны формы отчетности и порядок их ревизии. Это было связано с тем, что в составлении отчетов отмечался большой разброс: некоторые департаменты представляли полные отчеты обо всех подотчетных суммах, иные — только о «штатных» суммах или делили свои отчеты на множество частей.
Для составления главных правил отчетности государственный контролер А.З. Хитрово в начале 1827 г. образовал особый комитет из управляющих экспедициями и директора Канцелярии государственного контроля и поручил этому комитету обсудить вопросы об устройстве отчетности, о мерах к своевременному ее поступлению и к устранению затруднений, которые приходилось испытывать Государственному контролю по причине необходимости требования дополнительной справки и объяснений к ревизуемым счетам.
В 1836 г. Главное управление ревизии государственных счетов было преобразовано в Государственный контроль [18]. Его устройство было изменено и права расширены. Теперь данный орган стал состоять из Совета Государственного контроля, трех контрольных департаментов: гражданских, военных и морских отчетов, а также канцелярии и архива.
Каждый Департамент состоял из общего присутствия, отделений и канцелярий. Общее присутствие состояло кроме начальника Департамента еще и из старших ответственных чиновников, а также нескольких членов, определявшихся Высочайшим Указом.
Однако принятый закон ничего не изменил ни в задачах, ни в формах контроля. В этом законе получила полное завершение система ревизии генеральных счетов, фактически действовавшая с конца XVIII века. По этой системе до поступления в Государственный контроль отчетность проходила три инстанции. В первой, низшей, учитывались обороты по приходам и расходам, велись бухгалтерские книги и по окончании года составлялись отчеты, которые вместе с книгами и документами отправлялись во вторую инстанцию, где они ревизовались по подлинным документам. Третью инстанцию составляли департаменты министерства. Здесь отчеты проверялись еще раз, по ним составлялись сводные (генеральные) отчеты, которые затем отправлялись в Государственный контроль. Совет Государственного контроля рассматривал результаты ревизионной деятельности с государственной точки зрения и подготавливал материал для составления Всеподданнейшего отчета. Данному органу было предоставлено право утверждать расходы, которые с формальной стороны не имели оправдания, и оставлять без преследования убытки по операциям, предпринятым в каких-либо нравственных или политических целях. Таким образом, Государственный контроль фактически не производил ревизию отчетности, так как не имел дела с подлинными документами, а лишь рассматривал генеральные отчеты министерств. От ревизии в собственном смысле слова Государственный контроль был устранен.
Положительным моментом являлось то, что департаменты могли судить о выгодности и невыгодности определенных операций независимо от законности их производства. Совету Государственного контроля было предоставлено право устанавливать меры, направленные на усовершенствование счетоводства и отчетности. Был расширен штат чиновников и улучшено их содержание.
Однако вплоть до 60-х годов XIX века Россия не знала фактической суммы своих оборотных средств. Не только недвижимое имущество и «материальные капиталы», но и переходящие денежные государственные ресурсы не были на счету. Государственная роспись (или перечень ежегодных доходов и расходов) считалась государственной тайной. Целые отрасли государственных доходов сосредоточивались в руках отдельных и многочисленных распорядительных управлений и соответственно не только свободно ускользали от государственной казны, но и не поддавались наблюдению даже со стороны Министерства финансов, которое в то время играло роль единственной государственной бухгалтерии. Государственный бюджет подлежал рассмотрению Государственным советом. Однако фактически это рассмотрение сводилось только к констатации фактов, и было практически невозможно сориентироваться в хаотичных материалах, из которых состояли бюджеты и финансовые сметы. Предположения о государственных доходах составлялись в сметах наугад, так как не были известны их источники, а распределение доходов производилось исходя из простой необходимости. Не было в то время и государственной казны как хранилища и сосредоточения государственного капитала. Правда, в соответствии с законом исполнять обязанности хранилища казны было призвано Министерство финансов. Однако слабость и беззащитность закона, обычай и практика того времени создали другой порядок, вследствие которого в кассах Министерства финансов обреталось не более 1/4 всех ежегодных государственных доходов, остальное все хранилось и расходовалось из «сундуков» каждого из министерств и управлений. Государственные доходы только некоторых отраслей поступали прямо в казну, большинство же сборов и доходов изымалось самостоятельно министерствами и управлениями и расходовалось на свои надобности, а в казну сдавались только остатки.
Кроме государственных доходов, были доходы и капиталы министерств и управлений, которые поступали с мест непосредственно в их казну, образуя в них солидные финансовые запасы. Что касается расходов государства, то управления не забывали аккуратно перечислять их в своих финансовых сметах. Министерство финансов ежегодно по государственной росписи отпускало по управлениям назначенную сумму. Таким образом, общегосударственные ресурсы расплывались по различным собственным кассам распорядителей управлений.
Скрытые и явные растраты государственного достояния, бесцельное лежание государственных капиталов, расходование их не по целевому назначению являлись результатом отсутствия в России единства кассы и разбросанности государственного имущества по отдельным министерствам и управлениям. Кроме того, сосредоточение в одном и том же лице обязанностей распорядителя и казнохранителя побуждало управления, ведавшие этими делами, изолироваться в отдельные замкнутые хозяйства, преследующие только свои личные цели, имеющие мало общего с потребностями всего государства.
Дух стяжательства и возможность произвола подталкивали некоторые государственные ведомства к изобретению неблаговидных источников доходов. Например, кассы Приказа общественного призрения, частных банков и кредитных обществ часто пополнялись не только собственными деньгами управлений, но и казенными средствами, вытребованными из министерства.
Все это вело к необходимости внесения изменений. В 1858 г. В.А. Татариновым был предложен проект реформы Государственного контроля. Суть его состояла в том, чтобы создать ревизионную инстанцию — Государственный контроль, который по подлинным актам и документам проверял бы как исполнителей (кассиров), так и распорядителей кредитами. Реформа предполагала сосредоточение всех государственных ресурсов в руках Министерства финансов, распределение их на удовлетворение государственных потребностей по степени важности последних и по строго обоснованным требованиям ведомств, расходование средств в строгом соответствии со сметными правилами и установление действительного ревизионного наблюдения за исполнением бюджета со стороны независимого контрольного органа.
В основу проводимой Государственным контролем ревизии предполагалось ввести элемент предварительного контроля, который заключался бы в проверке правильности каждого ассигнования до выдачи по нему денежных сумм. Предварительный контроль рассматривался как фактор рационального проведения ревизии. Он должен был сократить сроки ревизии и предупредить неправильные действия по расходованию государственных средств.
Основные положения проекта реформы предписывали [14]:
1. Составление единообразных для всех ведомств смет, которые должны были охватывать все государственные доходы и расходы, содержать данные, необходимые для проверки обоснованности требуемых сумм.
2. Рассмотрение и утверждение сметы одновременно с изучением последнего отчета об исполнении государственного бюджета.
3. Запрещение переносить кредиты из одного главного подразделения сметы в другое; внутри данного подразделения сметы такой порядок разрешался.
4. Заключение сметы в определенный срок, после которого кредиты по сметам данного Министерства должны быть закрыты.
Одно из основных нововведений реформы — требование единства кассы, т.е. сосредоточение всех денежных средств в ведении только Министерства финансов.
Для осуществления последующей ревизии всем учреждениям следовало периодически представлять Государственному контролю подлинные документы. Кроме того, в обязанности Государственного контроля входило составление отчета об оборотах всех государственных средств и представление его не позже конца года, следующего за отчетным. Все основные нововведения, положенные в основу реформы 1859 г., были применены.
studfiles.net
Счётный приказ — это… Что такое Счётный приказ?
- Счётный приказ
- Счётных дел, Столовых и счётных дел, одно из центральных правительственных учреждений России в 1656—78, осуществлявшее финансовый контроль за деятельностью приказов (См. Приказы). С 1670 С. п. ведал также сбором недоимок.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
- Счётный план
- Счётчик ионов
Смотреть что такое «Счётный приказ» в других словарях:
Приказ счётный — или Приказ счётных дел, упоминается с 1657 г. В нём заседали два дьяка. Задачей его был контроль сумм, которые поступали в приход и расход по разным учреждениям. В счётный приказ шли сборы, не поступившие в казну в том году, в котором должны были … Википедия
Приказ счетный — Приказ счётный или Приказ счётных дел, упоминается с 1657 г. В нём заседали два дьяка. Задачей его был контроль сумм, которые поступали в приход и расход по разным учреждениям. В счётный приказ шли сборы, не поступившие в казну в том году, в… … Википедия
534-й миномётный полк — 534 й гвардейский Выборгский миномётный полк Награды … Википедия
Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации — Знак «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» … Википедия
Почётный работник общего образования Российской Федерации — Знак «Почётный работник общего образования Российской Федерации» … Википедия
Почётный работник образования Республики Казахстан — Нагрудный знак «Почётный работник образования Республики Казахстан» Почётный работник образования Республики Казахстан нагрудный знак Министрества образования и науки Республики Казахстан, утверждённый Приказом от … Википедия
Челобитный приказ — Возникновение его К. А. Неволин относит ко времени Иоанна IV, при котором в известии от 1571 года упоминается челобитная изба. В начале XVII века этот приказ несомненно уже существовал. Во времена Котошихина в нём сидели окольничий … Википедия
Почётный донор России — Страна … Википедия
Почётный сотрудник госбезопасности — «Почётный сотрудник госбезопасности» высшая ведомственная награда в органах госбезопасности СССР. Последние награждения этим знаком производились в 1990 году. За период существования награды ею отмечено 7 375 человек. Первой высшей… … Википедия
Специальный лётный отряд «Россия» — ИКАО RSD Позывной State Aero Дата основания 1956 … Википедия
dic.academic.ru
ПРИКАЗ СЧЁТНЫХ ДЕЛ — это… Что такое ПРИКАЗ СЧЁТНЫХ ДЕЛ?
- ПРИКАЗ СЧЁТНЫХ ДЕЛ
см. Приказы.
Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.
- ПРИКАЗ СБОРА ЗАПРОСНЫХ И ПЯТИННЫХ ДЕНЕГ
- ПРИКАЗ ТАЙНЫХ ДЕЛ
Смотреть что такое «ПРИКАЗ СЧЁТНЫХ ДЕЛ» в других словарях:
Приказ счётный — или Приказ счётных дел, упоминается с 1657 г. В нём заседали два дьяка. Задачей его был контроль сумм, которые поступали в приход и расход по разным учреждениям. В счётный приказ шли сборы, не поступившие в казну в том году, в котором должны были … Википедия
Приказ счетный — Приказ счётный или Приказ счётных дел, упоминается с 1657 г. В нём заседали два дьяка. Задачей его был контроль сумм, которые поступали в приход и расход по разным учреждениям. В счётный приказ шли сборы, не поступившие в казну в том году, в… … Википедия
приказ — а; м. 1. Официальное распоряжение органа власти, руководителя учреждения, предприятия, войскового начальника и т.п. Дать, отдать п. Получить, исполнить п. П. по заводу. П. директора. Боевой п. П. провести манёвры. Высочайший п. (ист.; приказ,… … Энциклопедический словарь
приказ — а; м. см. тж. приказной, приказный, приказный 1) а) Официальное распоряжение органа власти, руководителя учреждения, предприятия, войскового начальника и т.п. Дать, отдать прика/з. Получить, исполнить прика/ … Словарь многих выражений
Счётный приказ — Счётных дел, Столовых и счётных дел, одно из центральных правительственных учреждений России в 1656 78, осуществлявшее финансовый контроль за деятельностью приказов (См. Приказы). С 1670 С. п. ведал также сбором недоимок … Большая советская энциклопедия
Государственный контроль — (State control) Содержание Содержание 1. Задачи и функции Государственного контроля 2. и его виды 3. Государственный контроль История возникновения История существования до 1837 года История существования 1837—1917 Революция 1917 года 4.… … Энциклопедия инвестора
Троцкий, Лев Давидович — Возможно, эта статья или раздел требует сокращения. Сократите объём текста в соответствии с рекомендациями правил о взвешенности изложения и размере статей. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения … Википедия
Государственный контроль Российской империи — У этого термина существуют и другие значения, см. Государственный контроль. З … Википедия
Адмиралтейств-коллегия — Годы существования 22 декабря 1717 год … Википедия
Большая мартовская депортация — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия
dic.academic.ru
Приказ счетный — это… Что такое Приказ счетный?
- Приказ счетный
Приказ счётный или Приказ счётных дел, упоминается с 1657 г. В нём заседали два дьяка. Задачей его был контроль сумм, которые поступали в приход и расход по разным учреждениям. В счётный приказ шли сборы, не поступившие в казну в том году, в котором должны были поступить, а также все остатки неизрасходованных разными учреждениями сумм. С 1657 по 1667 год приказ этот назывался приказом столовых и счётных дел и состоял из двух отделений, причём отделение столовых дел занималось поверкой счетоводства по содержанию царского стола. При Петре Великом вместо счётного приказа была учреждена ревизион-комиссия.
См. также
Wikimedia Foundation. 2010.
- Приказ о комиссарах
- Приказ каменных дел
Смотреть что такое «Приказ счетный» в других словарях:
ПРИКАЗ СЧЕТНЫЙ — 1656–1677, осуществлял финансовый контроль за деятельностью центральных учреждений, с 1670 г. ведал сбором недоимок … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века
Приказ каменных дел — Приказы органы центрального управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Содержание 1 Этимология 2… … Википедия
Приказ (орган управления) — У этого термина существуют и другие значения, см. Приказ. Приказ в Москве. Александр Янов Приказы органы центрального государственного управления в Москве, заведовавшие особы … Википедия
Земский Приказ — Приказы органы центрального управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Содержание 1 Этимология 2… … Википедия
Монастырский Приказ — Приказы органы центрального управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Содержание 1 Этимология 2… … Википедия
Четверть (орган управления) — Приказы органы центрального управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Содержание 1 Этимология 2… … Википедия
Приказы — органы центрального управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. П. назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Название избы и П. употреблялось сначала … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Приказы, учреждения — органы центрального управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. П. назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Название избы и П. употреблялось сначала … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
приказы — 1) органы центрального управления в России XVI начала XVIII вв. В основе имели судебную функцию (Земский приказ, Поместный приказ, Казённый приказ, Посольский приказ и др.). Наряду с общегосударственными были приказы с областной компетенцией… … Энциклопедический словарь
Всероссийская перепись населения (2010) — У этого термина существуют и другие значения, см. Всероссийская перепись населения. Эмблема Всероссийской переписи населения 2010 года … Википедия
dic.academic.ru
Статья: История развития контроля в России (Бычкова С.М.) («Аудиторские
«Аудиторские ведомости», N 10, 1999
ИСТОРИЯ
РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЯ В РОССИИ
Современное
устройство контроля в России
вырабатывалось постепенно, и для
знакомства и оценки этого учреждения
необходимо просмотреть всю историю его
развития. Памятники русской истории
свидетельствуют о крайне медленном
развитии государственной жизни наших
предков. Не говоря уже про ведомство
контроля, задатки которого с трудом можно
отыскать в истории государственной жизни
Московской Руси, все другие отрасли
управления находились в полном
неустройстве. Поэтому напрасно было бы
искать следы контроля как в древнейшей
эпохе русских княжеств, так и в удельно —
вечевом периоде. Контроль если и был
какой-либо, то производился домашним
способом. Да и в самом его существовании
тогда вряд ли чувствовалась необходимость,
одной из причин чего было крайне несложное
управление.
Древнейшая эпоха русских
княжеств вплоть до Владимира Св. (972 — 1015 гг.)
в отношении к государственному устройству
была временем только внешнего объединения
славянских племен на Руси. Это
государственное устройство в общих чертах
содержало форму старинного устройства
славянских племен. Во главе княжества
стояли князь и высший орган управления
вместе с княжеской Думой. Последняя не была,
однако, правительственным учреждением, это
был, скорее, домашний совет князя. Для
исполнения своих прав и обязанностей князь
нуждался в помощниках. В их роли выступали
дружинники — будущие руководители местных
органов власти — и княжеские, а впоследствии
царские и императорские чиновники.
В
удельный период (со второй половины XI века
до второй половины XIII века) управленческая
структура во всех княжествах оставалась
почти без изменений. Управление было
устроено по примеру и в духе домашнего.
Различные его части по-прежнему не были
отделены друг от друга. Распределение
должностей и занятий между чиновниками
зависело от усмотрения князя. Управление
осуществлялось не на основании общих
законов, а в соответствии с особыми
приказами князя и уполномоченных лиц.
Причинами отсутствия центральных
правительственных учреждений в удельно —
вечевой Руси являются:
незначительная
величина территориальных владений
удельных князей, дававшая последним полную
возможность лично управлять своей
волостью;
простота функций княжеского
управления;
отсутствие сознания
необходимости разграничения центрального
и местного управления.
Только со
времени Иоанна III (1464 — 1505 гг.) возникают
отдельные учреждения — присутственные
места, известные впоследствии под
названием приказов. В системе приказного
управления и следует искать основу
развития ведомственного контроля.
Существенные черты нового
государственного устройства состояли в
следующем. Вместо лиц, которые прежде
случайно назначались для исполнения
различных дел, теперь управляли постоянные
присутственные места, имевшие определенное
устройство и полномочия. Еще не
существовало законов, но их заменял
установившийся неизменный обычай. Так, во
времена Ивана Грозного на Руси
существовали своеобразные методы
востребования дебиторской задолженности.
Должника «…били палками в течение
известного срока, каждый день — случалось,
что забивали и насмерть» , а известный
публицист XVI века Иван Семенович Пересветов
советовал в помещении складов прибивать к
стенам кожу бывших кладовщиков,
допустивших недостачу. Это было бы
предупреждением для вновь принятых на
работу [22, с. 215].
———————————
Покровский Н.М. Очерк истории русской
культуры. Ч. 2. М.: Изд — во «Мир», 1918, с. 153.
По
мере присоединения к Великому княжеству
Московскому различных областей задачи
управления усложнялись, что привело к
увеличению количества органов,
руководивших присоединенными областями. В
это же время появляется потребность в
контроле. В 1654 г. был учрежден Приказ
счетных дел. Непосредственным поводом к его
образованию послужила необходимость
укрепления государственного финансового
хозяйства во время войны с Польшей. Функции
Приказа — «государевы счетные и сыскные, и
описные дела» [28]. Счетно — ревизионные
функции Приказа стояли на первом месте и
составляли основу его деятельности. Что
касается сыскных функций, то Счетный приказ
вел ежегодно сыскную книгу, в которой
записывалось, с кого и сколько надо было
получить государственных заемных и
доимочных денег. В функции Приказа также
входило и взыскание этих денег. Описные
функции включали составление описи
имущества, подлежащего продаже в
возмещение долга казне.
В контрольной
деятельности Приказа главное внимание было
уделено ревизии отчетности по расходованию
государственных средств. В 1656 — 1667 гг. он
назывался Приказом столовых и счетных дел,
потому что в это время на него была
возложена проверка отчетности по
содержанию царского стола. Кроме того, не
ограничиваясь проверкой военной
отчетности, Счетный приказ нередко по своей
инициативе производил ревизию должностных
лиц. Время, когда Счетный приказ перестал
существовать, точно не установлено. Однако
последние его документы относятся к 1678 г.
Финансовый контроль в его элементарных
формах осуществлялся и органами местного
управления. Все управление уездом
сосредоточивалось в руках воеводы. При
назначении нового воеводы на должность он
должен был обревизовать всю деятельность
своего предшественника и, приняв от него по
описи все денежно — материальные ценности,
сообщить об этом в Приказ. Реального
контроля над деятельностью воевод не
существовало, а функционирующие органы
только фиксировали факты. Воевода, снятый с
должности, переводился в другой уезд. Он
накладывал имущество на возы и отправлялся
в путь к новому месту. В пути устраивалась
контрольно — ревизионная засада, и если
возов оказывалось больше допустимого, то
излишки отбирались.
В XVII веке каждый
посад и каждая слобода выбирали низших
правительственных агентов, которые должны
были собирать налоги и отвечать за
исправность их поступления. При контроле за
сбором прямых налогов община пользовалась
определенной самостоятельностью. Однако
вся ее деятельность находилась под
надзором воевод. Сбор главных косвенных
налогов — таможенной пошлины и кабацких
доходов — производился двумя способами:
либо они сдавались на откуп с
обязательством внести определенную сумму
денег (оклад), либо обязанность сбора
возлагалась на лиц, выбранных из местного
посадского населения. Порядок контроля за
сбором косвенных налогов на местах строго
регламентировался.
Контрольным органом
может быть признана Ближняя канцелярия,
учрежденная Петром I в 1699 г. Круг вопросов,
подлежащих ведению Ближней канцелярии, не
ограничивался собственно финансовой
областью, а охватывал более широкую сферу
административных деяний; в ней
сосредоточивались сведения не только о
состоянии денежных сумм, но и о количестве
армии, ее содержании, количестве военных
запасов и даже о состоянии городских
укреплений. Это дает основание сделать
вывод, что Ближняя канцелярия не была
собственно ревизионным учреждением, а,
скорее, являлась средоточием счетоводства,
данными и выводами которого
правительственная власть пользовалась в
хозяйственных и административных целях.
Финансовая отчетность местных органов
перед центром заключалась в составлении
сметного списка, который включал: остатки
на начало финансового года; доходы, которые
должны были поступить и фактически
поступили; недоимки; произведенные за год
расходы и остатки к концу года. На основе
первичных отчетов должностных лиц воевода
обязан был составить сводный отчет за год —
сметный список — и не позднее ноября
отослать его в соответствующий Приказ в
Москву. За непредставление Петр I требовал
заковывать в цепи и лишать движимого и
недвижимого имущества.
Бюджетным целям
отвечали и составлявшиеся местными
органами окладные росписи (проекты
бюджета). Они охватывали период с 1 сентября
по 31 августа.
Первая известная роспись
за 1680 г. представлена следующим образом.
Доходы — 1 220 367 р., в том числе косвенные
налоги — 53,3%; прямые налоги — 44%; доходы от
разных мелких пошлин — 2,7%. Расходы — 1 125 323 р.,
в том числе армия — 62%; дворцовое управление —
19,9%; казенные мероприятия — 5%; расходы по
управлению — 11,9% и др.
В первой четверти
XVIII века наводится порядок в учете
государственных ресурсов, начинают
складываться определенные приемы ревизии
отчетности.
Большую роль сыграло
образование в 1711 г. Сената — органа высшего
управления, перед которым Петр I поставил
задачу «смотреть во всем государстве
расходы, и ненужные, а особливо напрасные
отставить» [16].
В указе Петра I от 1717 г. о
создании коллегии три из девяти вновь
созданных распределили между собой
государственные финансы: Камер — коллегия,
Штатс — контор — коллегия, Ревизион —
коллегия. Функции последней в указе
определены очень кратко: «счет всех
государственных приходов и расходов» [17].
Ревизион — коллегия делает попытку
упорядочить отчетность. По ее докладу Сенат
обязал все коллегии (начиная с 1723 г.) вести
денежную и материальную отчетность по тем
формам, которые указаны в Регламенте
Адмиралтейском [3]. Регламент устанавливал
должность контролера, подчиненного
Адмиралтейству.
Сущность работы
Ревизион-коллегии состояла в следующем. В
конце года подотчетные учреждения сами
должны были обревизовать своих подотчетных
лиц. В ревизионный орган доставлялись не
подлинные приходно — расходные книги, а
надлежащим образом удостоверенные счетные
выписки из них, подписанные всеми членами
коллегии. Срок представления отчетности —
не свыше 3 месяцев по окончании года. Все
неточности должны были быть разъяснены и
исправлены. В случае каких-либо сомнений
Ревизион — коллегия могла требовать для
проверки подлинную отчетность.
В конце
1735 г. для всех учреждений утверждаются
обязательные формы учета, формы рапорта и
счета, которые каждое учреждение должно
было ежегодно представлять в Ревизион —
коллегию.
Рапорт представлял собой
годовой отчет учреждения о поступлении и
расходовании казенных денежных средств и
строился в соответствии со существовавшей
тогда системой специализированных сборов.
Основным обязательным документом,
представляемым на ревизию, был счет. В день
совершения операции в него записывались
все доходы и расходы. По окончании года счет
за подписью губернатора и воеводы вместе с
приходно — расходными книгами и
оправдательными документами отсылался в
Ревизион — коллегию.
Обязанность
проверки отчетности была возложена на
Ревизион — коллегию начиная с 1732 г. Для
ревизии непроверенной отчетности за
предыдущие годы была учреждена Генеральная
счетная комиссия. Однако результаты ее
деятельности были столь незначительны, что
через три года она была закрыта. Ненамного
успешнее действовала и сама Ревизион —
коллегия, так как не были устранены
основные причины застоя ревизионного дела
(несовершенство местного счетоводства,
отчетности и недостаток личного состава
ревизионных учреждений).
Ревизион —
коллегия положила начало созданию органов
ведомственного финансового контроля в
России.
Особенности финансового
контроля состояли в:
крайней
централизации всего ревизионного дела; это
выражалось в том, что вся финансовая
отчетность со всех уголков страны
поступала для ревизии в Коллегию в Москве и
частично — в ее контору в Петербурге;
характере самой отчетности, подлежащей
проверке.
Анна Иоанновна для облегчения
работы Коллегии издала особую инструкцию и
учредила 9 счетных комиссий и генеральную
счетную комиссию, на которую было возложено
обревизование запущенных счетов за прошлые
годы.
При Елизавете Петровне
ревизионная коллегия снова была сделана
высшей ревизионной инстанцией.
В 1775 г.
были учреждены Казенные палаты и счета
стали ревизоваться через них. Сначала это
дело было возложено на губернских
казначеев, а потом при Казенных палатах
были созданы особые экспедиции для
освидетельствования счетов. Центральное
учреждение контроля также претерпело
изменение: по указу от 31 декабря 1779 г. при
экспедиции государственных доходов
учреждается экспедиция ревизии счетов. Для
повышения эффективности ее работы
постепенно производилось усиление штата,
упрощение и сокращение приемов ревизии.
В это время также получил распространение и
местный контроль. Например, морская
отчетность проверялась сначала в
контролерской конторе, а потом в особой
счетной экспедиции при
Адмиралтейств-коллегии. С его
установлением устраняется и основная
причина неудачи Ревизион-коллегии, которой
было не по силам вести из центра всю
документальную ревизию. В функции
государственной экспедиции ревизии счетов
входили теперь только проверка
определенной части материала и сведение
всех данных воедино. Вскоре после
организации Экспедиции для ревизии счетов
Ревизион-коллегия была упразднена, так как
в ее существовании уже не было
необходимости, и вся отчетность шла мимо
нее.
К основным недостаткам этого
периода можно отнести:
несовершенство
местного счетоводства и недостаток в
работниках;
зависимость контрольного
дела от лиц, распоряжающихся расходом сумм,
и разрозненность ведомств, отсылавших в
центральную контору лишь краткие выписки
из счетов.
В соответствии с Манифестом
от 8 сентября 1802 г. был создан особый орган —
Министерство финансов, которому все
министерства были обязаны в начале октября
представлять свои сметы на будущий год.
Министерство финансов должно было в ноябре
свести их все воедино и вместе с
генеральной ведомостью о доходах
следующего года представить на утверждение
Императору. После этого министр финансов
отсылал роспись государственному казначею
для исполнения. Государственный казначей
также составлял генеральный отчет о
государственных приходах, расходах и
остатках за минувший год и представлял его
министру финансов. Все эти документы
содержались в глубочайшей тайне и не
подлежали рассмотрению. Манифест не внес
никаких изменений в действующую систему
ревизии финансовой отчетности. Созданная в
1780 г. Экспедиция для ревизии счетов
сохранялась, хотя ее деятельность в начале
XIX века протекала так же малоуспешно, как и в
конце XVIII века.
История
государственного контроля в виде
отдельного самостоятельного ведомства
начинается с 28 января 1811 г., когда было
образовано Главное управление ревизии
государственных отчетов (Государственный
контроль). Главный контролер был фактически
независим и обладал правами и
обязанностями наравне с другими
министрами. Главное управление ревизии
государственных счетов состояло из двух
департаментов: по гражданской части и по
военной. Положительным моментом являлось
то, что военное и морское ведомства,
тратившие большие суммы, были подчинены
независимому органу контроля.
Государственный контролер имел право
непосредственного доклада Императору.
Отрицательным моментом было то, что целый
ряд учреждений (банки, кадетские корпуса и
др.) были освобождены от ревизии
государственного контролера. Манифестом
был создан и Совет государственного
контроля, состоящий из директоров
департаментов и имеющий
Статья: Обзор нормативных документов (‘Аудиторские ведомости’, 1999, n 10) »
www.lawmix.ru
Приказ счётный — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Приказ счётный или Приказ счётных дел, упоминается с 1654 г.[1] В нём заседали два дьяка. Задачей его был контроль сумм, которые поступали в приход и расход по разным учреждениям. В счётный приказ шли сборы, не поступившие в казну в том году, в котором должны были поступить, а также все остатки неизрасходованных разными учреждениями сумм. С 1657 по 1667 год приказ этот назывался приказом столовых и счётных дел и состоял из двух отделений, причём отделение столовых дел занималось поверкой счетоводства по содержанию царского стола. При Петре Великом вместо счётного приказа была учреждена ревизион-комиссия.
См. также
Напишите отзыв о статье «Приказ счётный»
Примечания
- ↑ Кошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича. — Изд. 1-ое. — СПб: тип. Эдуарда Праца, 1840. — С. 92.
Литература
Отрывок, характеризующий Приказ счётный
«И все таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане!»Ростов в эту ночь был со взводом во фланкёрской цепи, впереди отряда Багратиона. Гусары его попарно были рассыпаны в цепи; сам он ездил верхом по этой линии цепи, стараясь преодолеть сон, непреодолимо клонивший его. Назади его видно было огромное пространство неясно горевших в тумане костров нашей армии; впереди его была туманная темнота. Сколько ни вглядывался Ростов в эту туманную даль, он ничего не видел: то серелось, то как будто чернелось что то; то мелькали как будто огоньки, там, где должен быть неприятель; то ему думалось, что это только в глазах блестит у него. Глаза его закрывались, и в воображении представлялся то государь, то Денисов, то московские воспоминания, и он опять поспешно открывал глаза и близко перед собой он видел голову и уши лошади, на которой он сидел, иногда черные фигуры гусар, когда он в шести шагах наезжал на них, а вдали всё ту же туманную темноту. «Отчего же? очень может быть, – думал Ростов, – что государь, встретив меня, даст поручение, как и всякому офицеру: скажет: „Поезжай, узнай, что там“. Много рассказывали же, как совершенно случайно он узнал так какого то офицера и приблизил к себе. Что, ежели бы он приблизил меня к себе! О, как бы я охранял его, как бы я говорил ему всю правду, как бы я изобличал его обманщиков», и Ростов, для того чтобы живо представить себе свою любовь и преданность государю, представлял себе врага или обманщика немца, которого он с наслаждением не только убивал, но по щекам бил в глазах государя. Вдруг дальний крик разбудил Ростова. Он вздрогнул и открыл глаза.
wiki-org.ru